Конспект занятия кружка «Фантазия»
для детей старшего дошкольного возраста. Лепка. «Веселые жнецы»
Программное содержание: Учить детей лепить портрет героя осенних праздников из отдельных деталей.
Закрепить навыки придавливания, примазывания, расплющивания при работе с соленым тестом.
Закрепить знания детей о понятии «горельеф».
Закрепить знания детей о календарно-обрядовом празднике Обжинки, об особенностях национального костюма.
Развивать фантазию при использовании «художественного мусора», творчество, желание создавать образ героя.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, интерес к народным традициям и обычаям.
Материал: Панно «Осень»
Картонные силуэты героев, розовое соленое тесто, стеки, салфетка, бисер, бусинки, цветная бумага, фольга, искусственные цветы, крашеный рис, нитки, мех, клей, гуашь, кисти
Предварительная работа:
Изготовление силуэтов героев в технике коллаж, знакомство детей с национальным костюмом, роспись одежды героев в технике «рисование по ткани».
Знакомство детей с народным праздником Обжинки, обрядами на занятиях по народознавству. Чтение художественной литературы по теме, разучивание народных игр и пословиц. Музыкальное развлечение по теме «Осенние праздники». Рассматривание иллюстраций.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель приглашает детей в студию под фонограмму «Ой, на полі два женці» на мольберте выставлена сюжетная картина празднования осеннего праздника.
- Дети, у нас сегодня интересное занятие. Мы будем лепить из соленого теста и делать общую композицию.
Издавна на Украине было много интересных народных праздников. Давайте посмотрим на картину и вспомним, какой праздник отмечают люди и как он называется.
- Вспомните, что делали украинцы на этом празднике? В какие игры играли? (праздник Обжинки - окончание жатвы. В этот день жнецы ходят по полю, собирают колоски, плетут общий венок, поют обрядовые песни, играют в народные игры. Взрослые и дети радуются новому урожаю, потому что целый год на столе будут хлеб к калачи).
- А знаете ли вы пословицы и поговорки о хлебе и этом празднике? (Ответы детей:
Хліб усьому голова.
Вез солі, без хліба немаєобіда.
Де хліб-каша, там домівка наша.
Что посеешь, то и пожнешь.
Много снега - много хлеба.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
-Ребята, давайте попробуем с вами зайти в картину и побывать на празднике.
Дети закрывают глаза, как бы «заходят» в картину.
- Дети, посмотрите, какое настроение у людей, когда они отмечают окончание жатвы?Посмотрите, какие у них лица? Во что они одеты? Как украшены их костюмы? Какие цвета использованы в вышивке?
Звучит фонограмма урагана. Воспитатель ставит картину на мольберт, на ней то .нее изображение, только лица не прорисованы.
- Налетел страшный ураган. Ребята, посмотрите, что случилось с нашей картиной, что в ней изменилось? Я думаю, это злой волшебник стер лица наших героев. Как же мы можем им помочь?(Ответы детей)
- Давайте попробуем сделать им лица из теста. Какого цвета нам понадобится тесто? Почему?
- Помните, какое настроение было у героев? А передать это настроение нам поможет зеркало.
Воспитатель предлагает взять зеркало и посмотреть, как выглядит лицо, когда они улыбаются.
Психоэтюд «Настроение»
Воспитатель читает стихотворение Ефима Юдина «Вот какой малыш», а дети, глядя в зеркало, изображают мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте:
Ох, как плачет малыш –
Что медведь рычит.
А смеется малыш –
Что ручей журчит
А уж слезы текут –
Будто дождик льет.
Улыбается малыш –
Будто солнце взойдет.
Вот какой малыш –
Мальчик мой.
II. Етап познавательной деятельности.
Воспитатель поясняет и показывает этапы лепки портрета героя, закрепляя приемы примазывания, придавливания. расплющивания при работе с соленым тестом.
Перед началом работы предлагает детям разогреть пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять - Начинаем разгибать. | Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. |
Кто из пальчиков ловчее, Стеку кто держать умеет? Пальцы дружно отвечают, Головами все кивают. | Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы, одновременно, не сжимая их в кулачки. |
III. Этап преобразовательной деятельности
Воспитатель приглашает детей к «Столу фантазий», где разложены бисер, цветная бумага, фольга, бусинки, искусственные цветы, мех. крашеный рис, ножницы, нитки.
Педагог предлагает детям приступить к самостоятельной работе по изготовлению портретов героев с использованием художественного и бросового материала для придания образу настроения, эмоций, выражения их характера.
Выполнение творческих работ детьми.
IV. Этап оценочно-контрольной деятельности.
По окончании работы воспитатель приглашает детей к панно с изображением осеннего пейзажа и предлагает туда поместить своих героев
Педагог предлагает детям рассказать о своих героях, об их настроении. Совместно выбирают и отмечают наиболее удачно и аккуратно сделанные работы.
- Ребята, у нас получилось вернуть радость на праздник. Давайте продолжим праздник и поиграем в народную украинскую игру «Женці»
Дети играют в игру под музыку.
Як діждемось літа. То нажнемо жита. Поставимо в копи. Та вдаримо в гопи. Гоп-гоп, гоп-са-са, Та вдаримо в гопи. | 1. Дети ходять по кругу 2. Руками изображают, как они жнут 3 Наклоняются вперед, показывают копну 4.Танцуют под музыку, мальчики приседают, девочки хлопают в ладоши |
- А сейчас нам пора возвращаться в группу. Давайте закроем глаза и выйдем из картины. О своем увлекательном приключении расскажите своим родителям. До свидания.