Дошкольное учебное заведение № 13 «Золотая рыбка»
г.Энергодар Запорожская область
Конспект занятия
по Азбуке общения
для детей старшей группы
(социально - эмоциональное развитие)
автор конспекта: Павлова К.Ю. воспитатель
Тема:
Путешествие на планету Дружляндия
Цель: Закрепить знания детей о понятии «дружба», правила поведения в детском коллективе, учить доброму и заботливому отношению к сверстникам. Учить детей устанавливать контакт и общаться с помощью вербальных и невербальных способов. Развивать у детей стремление по собственному желанию здороваться со сверстниками и взрослыми. Учить умению выражать симпатию и доброжелательность. Воспитывать этично-ценные способы общения, коммуникабельность.
Материал: ватман с изображением солнца без улыбки и лучей, атрибуты к игре «Поводырь» (обручи, кегли), сердечки, элементы различных костюмов, магнитофонная запись голоса солнца, магнитофон, шарики, бантики, цветы для украшения группы, гуашь.
Предварительная работа: разучивание инсценировки,
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Воспитатель:
-Здравствуйте, мои друзья,
Нашей встрече рада я!
Мотивация:
- Дети, сегодня на занятии мы с вами вспомним вежливые слова, поговорим о дружбе и друзьях. Это вам пригодиться для того, чтобы уметь находить новых друзей и дружно играть с ними.
- Закрываем дружно глазки,
Открываем, мы уж в сказке.
(В группе, на стене висит ватман с изображение солнца без лучей и улыбки)
- Ребята, посмотрите, мы попали с сами на необычную планету, которая называется Дружляндия. Как вы думаете, почему она так называется?
- И солнце здесь необычное. А что с ним не так? (ответы) Как вы думаете, какое у него настроение? Почему вы так считаете? А давайте спросим у солнца.
Звучит магнитофонная запись, голос солнца:
- Моя планета стала печальной и грустной. На планете пропала Дружба. Жители стали часто ссориться, перестали дружить и забыли вежливые слова. Поэтому я грустное.
Воспитатель:
- Ребята, а вы умеете дружить? Как вы понимаете, что значит «дружить»? Для чего вам нужны друзья? Как вы помогаете друг другу? Знаете ли вы вежливые слова? Когда вы их говорите?
-Давайте покажем солнцу, какие мы дружные и вежливые и порадуем его. Для этого мы превратимся в жителей этой планеты - в Приветиков.
Воспитатель предлагает детям нарядиться. У детей есть выбор элементов костюмов злых и добрых героев. Воспитатель акцентирует внимание на том, что дети выбирают только костюмы добрых героев
Воспитатель:
- Дети, как вы думаете, почему мы называемся Приветиками? (Ответы детей)
Утром Приветики просыпаются, потягиваются и идут приветствовать друг друга.
-Как можно друг друга приветствовать? (мимикой, жестами)
-Дети, как здороваются с друзьями?
-А как со взрослыми?
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поприветствуй друга». Дети становятся в круг и по очереди приветствуют друг друга разными способами.
Игра « «Поприветствуй друга»
Воспитатель:
-Дети а зачем люди здороваются? Чтобы это узнать, я предлагаю посмотреть сказку. Сказку показывают дети группы.
Игра-драматизация « Петушок и птичка»
Воспитатель:
- Дети, теперь вы знаете, для чего нужно здороваться. Будьте вежливы и никогда не ссорьтесь. А я открою вам секрет. Приветики, чтобы обида не мешала дружбе, говорят своему товарищу: «Ты обиду не держи, поскорее расскажи!» и тогда он не будет больше обижать вас.
- Солнышко, что-то планета у тебя совсем печальная, давай мы тебе поможем и попробуем развеселить.
- Ребята, как вы считаете, как мы можем порадовать Солнце. (Ответы детей) Чем можно нарядить планету (шариками, бантиками, цветами)
Дети совместно с воспитателем украшают группу.
Воспитатель:
- Ребята, Приветики - хорошие и верные друзья. У них в груди бьются добрые и преданные сердца. Но однажды поднялся злой ветер и разъединил все сердца. Приветики начали ссориться и ругаться друг с другом. Давайте поможем им и соединим их сердечки.
Игра «Найди пару»
На ковре разложены половинки сердечек с разрезными картинками. Дети берут по 1 картинке, ходят по ковру и тихим голосом зовут свого друга по изображению на картинке. Образовавшиеся пары говорят друг другу комплементы и занимают свой домик (положенный на пол обруч), придумывают название домику и рассказывают о своем друге.
Воспитатель:
- Солнышко, посмотри, какие у нас дружные дети. Они надежные и верные друзья. Они могут помочь товарищам преодолеть разные препятствия на опасном пути.
Игра «Помоги другу»
Дети договариваются между собой, кто будет ведущим. Первый ребенок закрывает глаза, а второй (ведущий) помогает ему пройти сложный путь - положенные на пол кубы, палки, кирпичики ит.д. - подсказывая и поддерживая его.
Воспитатель:
- Ребята, расскажите, что вы чувствовали, когда шли с закрытыми глазами? А когда помогали своему товарищу? Вам пригодилась помощь друга? Теперь мы будем помнить, что друзья всегда помогают в трудную минуту.
- Посмотрите, ребята, даже солнце спустилось к нам с тучки. Что-то на нем изменилось?
(На столе лежит лист бумаги с изображенным на нем солнцем с нарисованной улыбкой)
- Но чего-то все-таки у нашего солнышка не хватает? (Ответы детей - лучиков)
- Как мы с вами можем помочь нашему солнышку? Давайте подарим ему разноцветные лучики нашей дружбы.
Рисования лучиков солнца ладошками.
Воспитатель предлагает выбрать понравившиеся им цвета.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите какое у нас получилось веселое и радостное солнышко. Мы сумели развеселить его, улыбнитесь ему. А нам уже пора возвращаться в группу. Давайте скажем волшебные слова, снимем костюмы Приветиков и вот мы снова в группе.
Рефлексия:
Воспитатель:
- Дети, сегодня на занятии мы с вами учились быть дружными и находить себе друзей. Вспомните, каким должен быть настоящий друг? Чем можно заниматься с друзьями? Я надеюсь, что теперь вы сможете найти новых друзей и вам будет весело вместе.
-Мы сделали с вами большое, доброе дело, вернули на планету Дружляндию дружбу, радость и веселье. А Солнышко хочет подарить вам на память веселые воздушные шары.
-Встанем вместе в тесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
До свидания, друзья,
Будем дружными всегда.