FacebookПідписатися на RSS

Консультация для воспитателей на тему: «Современная компьютерная наглядность в образовательном пространстве»

Электронные образовательные ресурсы (слайд №1)

Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам детского сада оказывают электронные образовательные ресурсы.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. (слайд№2)

Но наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере и интерактивных досках. Это самые мощные и интересные для образования продукты, комбинированно включающие в себя тексты, иллюстрации, видео, звук и другие цифровые возможности.

Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание. Для повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие электронные образовательные ресурсы, как: (слайд№3)

· Видеоролики и видеоклипы

· Мультфильмы с дидактической нагрузкой

· Аудиосказки

· Учебные презентации

· Учебные видеофильмы

· Музыкальные игры и физкультминутки,

· Музыкальные произведения, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.

Каждый тип электронных ресурсов в образовательном процессе детского сада решает ограниченный круг специфических задач.

ЭОР можно использовать практически во всех видах деятельности детей в детском саду:

(предложить воспитателям назвать как именно можно использовать ЭОР)

· В повседневной деятельности и даже на прогулке

· При проведении бесед и наблюдений

· В поисково-экспериментальной деятельности

· При проведении фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий

· При проведении гимнастик пробуждения, физкультминуток, пальчиковых и зрительных гимнастик

· В развлечениях и праздниках

· В работе с родителями на родительских собраниях и др

· В самообразовании педагога.

Итак сосредоточим своё внимание на типах электронных образовательных ресурсов:

1 Учебные фильмы – это видеоматериалы, предназначенные для образования, обучения, т.е. доступный видео рассказ. Он должен быть небольшой по продолжительности и соответствовать возрастным особенностям детей. (фрагмент учебного фильма)

2. Видеоролики и видеоклипы - это видеоряд (чаще динамический чем статический) сопровождающий музыку, или сопровождаемый музыкой. (фрагмент видеоролика)

3. Аудио сказки - озвученные книги в формате мр3, современная замена старым грампластинкам, с которых слушали сказки папы и мамы. (фрагмент аудио сказки)

4. Музыкальные игры и физкультминутки - Н.Н. Шуть, Железновы (фрагмент музыкальной игры)

5. Музыкальные произведения – классическая, народная, детская музыка в формате мр3

6. Учебные презентации - это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему содержащих мультимедийные объекты. Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Учебные презентации бывают простыми (картинки, текст, звук) и интерактивными (диалог между пользователем и компьютером).

(слайд№4)

Простые презентации бывают:

· С картинками

· С написанным текстом

· Со звуковым текстом

· Со звуками

· С движением объектов (анимация)

(Демонстрация на слайдах №5 – 14)

Создавая презентацию необходимо соблюдать определенные правила или другими словами «законы».

Типичные ошибки при создании презентаций:

Ошибка №1: слайдоменты (слайд№15)

«Слайдомент» создается при желании скрестить слайд с документом.

Слайдомент – «бумажный» документ, перенесенный на слайд. Эти псевдодокументы совершенно начитабельны и не воспринимаемы, на таких слайдах трудно что – либо рассмотреть. К сожалению, такие слайды используются во время образовательной деятельности, отвлекая и без того неустойчивое внимание дошкольников, а также на открытых выступлениях и конференциях, дублируя речь докладчика.

Помните, презентация не «телесуфлер»!

Ошибка №2: бессмысленные «украшательства» (слайд№16)

Подобные «эффекты» обычно выдают начинающего пользователя, который недавно добрался до компьютера и все никак не может наиграться.

Никогда не надо использовать в своих презентациях подобные бессмысленные эффекты!

Ошибка №3: бессмысленная анимация (слайд№17)

Бессмысленная анимация – одна из грубейших ошибок при создании презентаций. Если в презентации используется анимация, то она должна быть показана единожды и под контролем – ровно в тот момент, когда это необходимо.

Ошибка №4: отсутствие единообразия и жесткого макета (слайд№18 - 21)

С этой ошибкой, хотя она и является типичной, все не так просто.

Вообще говоря, слайды презентации вовсе не должны быть единообразными и основанными на жестком макете. Имеется большое количество презентаций, в которых все слайды разные. Но! Если уж слайды делаются структурно единообразными, то и макет – расположение основных элементов - должны быть жесткими. Если, например, на одном слайде заголовок «чуть выше и левее», а на другом «чуть ниже и правее», то при переключении между слайдами заголовок «прыгает», совершенно непонятно зачем. И в этом случае это уже становится ошибкой дизайна.

Ошибка №5: боязнь пустого пространства (слайд№22)

(клик 1)

Пустое пространство – важный элемент дизайна. Одну из серьезных ошибок, которую часто допускают при создании презентаций – стремление заполнить все пространство текстовыми блоками и иллюстрациями. Между тем пустое пространство не только несет в себе изящество и чистоту, но и служит важным инструментом для расстановки акцентов. Пространство усиливает информационные эффекты. И чем его больше, тем больше проявляется эффект усиления.

Уважайте авторов!

(клик 2)

Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Более того: мы облегчаем жизнь не только себе, но и коллегам! Не «защищайте» свои презентации, распространяйте их в форматах, допускающих использование и модификацию слайдов. Но всегда при этом уважайте труд других, не забывая сохранять ссылки на авторов. Пользуйтесь, внедряйте, применяйте!

Советы:

Подача материала должна идти в форме рассказа, истории. Идеально, если дети при этом являются участниками этой истории. Имеет смысл разбавить презентацию загадками, вопросами. Даже 20 минут интересного рассказа могут утомить детей. Просмотр презентации – это нагрузка на глаза. Презентацию лучше давать частями, чередовать с практическими заданиями, играми или небольшой физической активностью.

После окончания презентации необходимо подвести итог и сделать вывод. Как известно, последняя фраза всегда запоминается лучше. Так пусть последней фразой станет добрый совет или напутствие.

Чем хороши презентации, так это возможностью для каждого педагога самостоятельно составлять презентации, используя имеющиеся в наличии ресурсы (фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст). Но не будем забывать о том, что пассивное восприятие познавательного материала, никогда не будет так же эффективно, как активная деятельность (особенно для ребенка – дошкольника). Поэтому педагоги, подобрав серию заданий, упражнений, опытов по теме занятия, интегрируют их в содержание презентации. Попросту остановив презентацию в нужном месте они выполняют с детьми практические задания, упражнения, проводят опыты. Таким образом пассивный ресурс превращается в ресурс активный, который гораздо ближе к следующей группе ЭОР.

Этот ресурс, позволяющий развивать активно-деятельностные формы обучения, вне всякого сомнения самый интересный и любимый дошкольниками, но у него есть один нюанс. Использование интерактивного ресурса в образовательном процессе возможно только при наличии персональных компьютеров, или еще лучше интерактивной доски. Поскольку вместо текстового фрагмента с информацией используется интерактивный электронный контент. Иными словами – содержание предметной области, представлено объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов.

Интерактивные презентации:

  • Дидактические игры (фрагмент дидактической игры)
  • Э – приложения журнала «Джміль»

7. Мультфильмы с дидактической нагрузкой - носят ярко выраженный дидактический, то есть обучающий характер, они расширяют знания об окружающем мире, познавательную нагрузку.

В сети интернет появился новый ресурс – Мультипедия – это мультипликационная энциклопедия, программа, направленная на раннее развитие детей. (фрагмент мультфильма)

Кiлькiсть переглядiв: 513