FacebookПідписатися на RSS

Програма логопедичного гуртка для

дітей середнього дошкільного віку

«Звуковичок»

Складено згідно з Базовим компонентом дошкільної освіти за освітньою лінією «Мовлення дитини»
Укладачі: Балагурова І.В., вихователь-методист ДНЗ №13 Коршун Т.В., вчитель-логопед ДНЗ№13

м. Енергодар 2015

Пояснительная записка

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Дошкольный возраст - важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольника заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. По исследованиям различных авторов Европы и СНГ нарушения звукопроизношения наблюдается в 17-42% детей дошкольного возраста, причем существует устойчивая тенденция к увеличению этого показателя. Так, по данным профессора М. Ханеман (Майнский университет) за последние пять лет эти показатели выросли более, чем на 20%. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.

В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-6 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы.

Правильная речь – один из показателей сформированности интегративных качеств, готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др. У детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Из этого возникает необходимость в организации дополнительных занятий с детьми среднего дошкольного возраста в форме кружка.

Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте. Она дает возможность облегчить подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Цель программы: профилактика и своевременная коррекция речевых нарушений у дошкольников.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата.

2. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.

3. Формировать и развивать навыки правильной артикуляции звуков.

4. Развивать правильное речевое дыхание.

5. Осуществлять коррекцию и развитие:

- фонетической стороны речи;

- фонематического слуха и восприятия;

- психических процессов (зрительное и слуховое восприятие, слухоречевое внимание и память, мышление).

6. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

7. Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Организация образовательного процесса

Программа «Звуковичок» создана для работы с детьми среднего дошкольного возраста, как материал кружковой работы. Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с октября по апрель) и включает в себя 28 занятия. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут, с группой детей до 8 человек, в специально отведенном месте - в студии для кружковой работы.

Для систематического обучения создана развивающая - игровая среда: логопедическая игротека, которая включает в себя логопедические дидактические игры «Клоун», «Белкины запасы», «Загони в гараж машину», «Мишка сладкоежка» и другие, а также разнообразные учебные презентации.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.

2. Игры и упражнения, направленные на формирование умения управлять своим голосовым аппаратом.

3. Упражнения и игры, направленные на формирование правильного дыхания.

4. Упражнения для формирования правильной артикуляции звука.

5. Игры и задание на закрепление изучаемого звука.

6. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики.

7. Дидактические игры на развитие фонематического слуха и фонематических представлений.

При обучении детей умению управлять своим голосовым аппаратом используются упражнения, позволяющие менять громкость и высоту голоса, а также темп речи. Для развития мелкой моторики рук широко используются пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, желудями, массажными ежиками, элементы песочной терапии.

Важным условием усвоения материала является создание эмоциональной среды на занятиях. Использование на кружке проводных героев «Веселый язычок», «Лягушка-Квакушка», «Бегемотик-Тоша», вызывает большой интерес у детей, создает непринужденную атмосферу, побуждает к речевому общению.

Периодически на занятиях организованы физкультурные минутки с целью снятия физического и умственного напряжения детей, что дает детям возможность переключаться на другой вид деятельности, расслабиться.

Принципы организации совместной деятельности по обучению детей навыкам речевой деятельности:

· Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

· Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию

· Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

· Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в совместной деятельности

· Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

· Учёта возрастных особенностей - содержание используется с усложнением материала соответствующим возрастным особенностям детей.

· Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, в ходе реализации программы способно изменить деятельность детей, которая позволит создать условия для привития детям культуры родного языка.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют использовать современные образовательные технологии, которые дают положительный результат в развитии речи детей.

Для формирования речевой деятельности используются разнообразные методы и приёмы работы с детьми:

Методы Приёмы
Словесный Рассказ, беседы, обсуждения, вопросы и ответы и др.
Наглядный Рассматривание картинок с речевым материалом, показ схем для развития артикуляционного аппарата, картин
Практический Применение знаний на практике, правильное выполнение артикуляционных упражнений, выделение фонем, вдыхание носом, выдыхание при произношении звуков, слогов, слов, словосочетаний и предложений
Игровой Подвижные логопедические игры с мячом, пальчиковые, логоритмические и дидактические игры, физкультурные минутки
Восприятие художественной литературы Слушание звуков, слогов, слов, стихов, сказок, и чистоговорок

В конце учебного года проводится итоговое занятие в форме мастер-класса для родителей совместно с детьми на тему «Путешествие в Речевое королевство»,на котором родители в игровой форме знакомятся с особенностями артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики, играми на развитие фонематического слуха.

Содержание программы

1. Формировать знание об органах артикуляционного аппарата.

2. Развить умение выполнять артикуляционную гимнастику.

3. Укреплять голосовые связки.

4. Развивать умения управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи).

5. Развивать речевое и физиологическое дыхание: научить коротко, без напряжения мышц лица и шеи, вдыхать и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывать достаточно сильный выдох.

6. Дать представление о звуках, как о единице языка, образующейся в речевом аппарате.

7. Учить правильной артикуляции произносимого звука.

8. Формировать звукоподражание, умение произносить звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях.

9. Формировать умение слышать отдельные звуки в слове.

10. Учить определять место звука в слове (в начале и середине слова).

11. Расширить словарный запас словами со звуками, которые изучаются.

12. Развивать слуховое внимание, фонематический слух, фонематическое представление.

13. Развивать психические процессы (слуховое и зрительное внимание, мышление, память).

14. Развивать мелкую моторику кисти рук.

15. Формировать стремление преодолеть недостатки речи, элементы самоконтроля.

Показатели компетенции

Ребенок знает:

1. Об особенностях строения артикуляционного аппарата

2. Основные названия и содержание упражнений артикуляционной гимнастики.

3. Основные звуки речи

4. «Песенки» изучаемых звуков

5. Значение слов, в котором есть изучаемый звук

6. Знает наизусть стихотворения, загадки, чистоговорки, скороговорки

7. Название и содержание различных речевых игр

Ребенок умеет:

1. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики

2. Регулировать речевое дыхание в зависимости от особенностей произношения звука

3. Регулировать громкость и высоту голоса, темп речи в соответствии с ситуацией

4. Различать речевые и неречевые, близкие и похожие звуки

5. Пропевать цепочку гласных и согласных звуков с разной громкостью

6. Слышать отдельные звуки в слове

7. Интонировать звуки в слогах, словах

8. Подбирать слова с заданным звуком

9. Выделять в слове первый и последний звуки

10. Выделять из текса слова с заданным звуком

11. Дифференцировать понятия «звук», «слово»

12. Координировать движения кистей рук в соответствии с текстом стихотворения

13. Использовать речевые интонационные и неречевые средства выразительности

Взаимодействие с родителями осуществляется с помощью следующих форм работы:

1. Выступление на родительских собраниях с целью знакомства с задачами и содержанием логопедического кружка «Звуковичок»

2. Индивидуальные беседы с родителями с целью привлечь внимание к речевым дефектам детей, заинтересовать родителей в дальнейшей совместной работе по развитию речи

3. Групповые и индивидуальные консультации с целью знакомства с методами и приемами коррекционной работы

4. Консультирование родителей на сайте ДУЗ

5. Мастер-класс совместно с детьми на тему: «Путешествие в Речевое королевство»

Кiлькiсть переглядiв: 1216