FacebookПідписатися на RSS

Физическое воспитание в условиях современной семьи.

Каждый ребенок чувствует естественную потребность в активном движении. И очень важно, когда в семье сумеют сделать физкультуру не просто обязательным, но и любимым режимным моментом малыша. Понятно, что физкультура в раннем и дошкольном возрасте должна ассоциироваться у ребенка с веселой игрой. Поэтому нужно определить, какие именно физические упражнения ребенок выполняет с наибольшим удовольствием, и сделать выполнение этих упражнений основными на первых этапах занятий. Потом целесообразно вводить новые физкультурные движения, но в любом случае нельзя вынуждать ребенка их выполнять.

В физическом воспитании детей в семье могут быть использованы разные формы занятий физическими упражнениями — от простых (утренняя гимнастика) к сложным (тренировка в отдельном виде спорта).

Можно рекомендовать такие формы занятий физическими упражнениями детей в семье:

• утренняя гигиеническая гимнастика;

• утренняя специализированная гимнастика;

• физкультминутки;

• занятие по общей физической подготовке;

• самостоятельные тренировочные занятия;

• участие в соревнованиях;

• прогулки (лыжные, велосипедные, пешком);

• процедуры для закаливания;

• туризм;

• подвижные и спортивные игры.

Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6-7 лет, хоть и после этого не следует прекращать занятий в семье. Систематические упражнения в домашнем спортивном уголке, утренняя гимнастика, вечерняя пробежка с папой — все это поможет достичь значительных успехов в физкультурных занятиях в школе.

Ежедневно уделяя ребенку хотя бы несколько минут для занятий физкультурой, прежде всего нужно придерживаться принципа систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для нее необходимыми ежедневно.

Длительность домашнего занятия может быть разной — в зависимости от возраста ребенка, от свободного времени родителей, от времени года, от части суток, а также от того, чем занимается ребенок до и после занятия (если ребенок устал после длительной прогулки, то, следовательно, и длительность занятия уместно уменьшить).

Во время утренней гимнастики наилучше использовать легкие и знакомые упражнения. Длительность утренних занятий — не более 10 минут. На протяжении дня ребенок должен до сна и после него побывать на свежем воздухе, где можно провести 20-минутное физкультурное занятие, выполнив к нему упражнения для больших мускульных групп.

Упражнения перед ужином — наиболее распространенная форма занятий, ведь родители, как правило, дома и хотя бы один из них может позаняться с ребенком. В этот период есть время для овладения акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых результатов. Длительность занятий с детьми до 6 лет — 20-30 минут, а с 6-7-летними — до 45 минут.

После ужина заниматься с детьми физическим воспитанием не рекомендуется. Ведь, после еды интенсивная двигательная деятельность является вредной (в любое время суток). И, кроме того, после физических упражнений дети тяжело засыпают.

Как заинтересовать ребенка занятиями физической культурой?

Хорошо, если ребенок сам нуждается в движениях и с удовольствием выполняет новые задания. Вы должны подбодрить ребенка, продемонстрировать, какой он крепкий, ловкий и сильный. Пробудить интерес у ребенка к занятиям поможет также и демонстрация его умений перед другими членами семьи или ровесниками. Так постепенно у ребенка разовьется уверенность в своих силах и желание учиться дальше, усваивать новые, более сложные игры и движения.

Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия.

Чем и как заниматься? Каждое упражнение, каждая подвижная игра имеет свое задание, цель, значение, в связи с чем они разделяются на пять основных групп.

В первую группу входят упражнения, которые направлены на отработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч, других частей тела. Именно эти движения содействуют правильному физическому развитию.

Во вторую группу входят упражнения, которые будут содержать элементы акробатики. Они направлены на развитие ловкости, гибкости, скорости реакции и выполняются со страхованием. Родители должны быть очень внимательными и осторожными, чтобы обеспечить полную безопасность во время выполнения этих движений (опрокидывание, раскачивание ребенка, висит головой вниз и тому подобное).

Третья группа требует подвижных игр, в которых используется ходьба, бег, прыжки и тому подобное. Для проведения игр необходимый коллектив: ребенок играется с родителями, либо со старшими братьями и сестрами, либо с ровесниками.

В четвертую группу входят упражнения с использованием разных предметов на свежем воздухе или в помещении. Здесь очень важной является изобретательность родителей, которая поможет в обычных условиях подготовить для детей разные интересные препятствия для перелезания, перепрыгивание и раскачивание (пролезть под стульями, перепрыгнуть через кубики, перелезть через кровать). В этих упражнениях важной является не столько точность выполнения, сколько скорость приспособления к необычным условиям.

Пятую группу составляют музыкально-ритмичные упражнения, которые воспитывают у детей грациозность, пластичность, осознанное выполнение движений с ритмом стихотворений, песен и музыки.

Основные правила безопасности, которые нужны обязательно придерживаться, воспитывая у ребенка смелость.

1. Поднимая ребенка, никогда не держите ее за запястья — только за предплечье. Наиболее безопасно поддерживать ребенка за бедра. Во время выполнения акробатических упражнений взрослый должен оберегать позвоночник малыша от избыточного сгибания, а голову — от неудачного поворота или удара. Все восторги должны базироваться на более совершенном знании возможностей Вашего ребенка.

2. Новое упражнение малыш должен усваивать в медленном темпе при постоянной помощи взрослого. Тогда появится ощущение уверенности в руках. Темп выполнения упражнения убыстряют постепенно, так же постепенно ребенка приучают к самостоятельному выполнению. Однако постоянно подстраховывайте ребенка, будьте готовы, при необходимости, быстро подхватить ее.

3. Учите малыша быть внимательным на занятиях, чтобы он самостоятельно заботился о собственной безопасности. Сложные упражнения и прыжки целесообразно выполнять только на мягкой подстилке (коврике, траве).

4. В раннем возрасте нельзя долго удерживать сложные позы (наклон, держание рук наверху, группировка), через 1-2 секунды ребенок должен вернуться в исходное положение. Лучше несколько раз повторить упражнение.

5. Длительный вис на руках в дошкольном возрасте является опасным, потому что излишне нагружает суставы и весь плечевой пояс. Лучше выполнять неполное висение — ребенок легко опирается на ступни или колени. Из тех же рассуждений не нужно побуждать ребенка раскачиваться в висении (например, на кольцах).

6. Не позволяйте малышу взлезать по стремянке выше того уровня, на котором Вы сможете его достать. Лишь после усвоения лазания (например, по наклонной лестнице), можно позволить ребенку старше 3-х лет самостоятельно взлезать выше.

7.Никогда не используйте для соревнований упражнения, которые могут повлечь травмы. Такие движения ребенок должен выполнять медленно и сосредоточенно, не ослабляя внимания.

8. Избегайте упражнений, во время выполнения которых ребенок очень выгибается в нижней части позвоночника, ведь большинство детей нуждается в исправлении этой части позвоночника.

Если родители будут систематически заниматься со своим малышом физкультурой, то это будет залогом того, что сын или дочь будут расти здоровыми, ловкими, сильными, будут иметь правильную осанку, красиво будут ходить.

А еще физкультура поможет развить у ребенка такие ценные черты характера, как дисциплинированность, организованность, привычку придерживаться правил личной гигиены.

Кiлькiсть переглядiв: 449