FacebookПідписатися на RSS

Статья в газете "Время и мы"№11 опубликована 13марта 2014 года

Психологические проблемы подготовки детей к школе и адаптации к новым социальным условиям

Автор: Практический психолог ДУЗ №13 «Золотая рыбка» Юрасова Татьяна Анатольевна

Мы живем в XXI веке, и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на применение методов обучения в соответствии с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Безусловно, все мы родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что же надо сделать, чтобы ребенок попал в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом положительные эмоции - цель сегодняшнего нашего разговора.

Важную роль играет физическая готовность ребенка к обучению в школе. Как вы считаете, для чего надо приучать ребенка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм?Все очень просто, ведь физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх и соревнованиях.

Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранять осанку, сидя за партой, долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мелкие мышцы рук. Описки, пропуски букв, различная высота букв - результат недостаточного развития «ловких мышц». Хорошо развивает ручную умелость рисование карандашом, кистью, красками, лепка, оригами, игры с мелкими материалами, игры с пипеткой, бельевыми прищепками, различные пальчиковые игры и т.д. Ни для кого не секрет, что существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Поэтому, хотите чтобы у ребенка была хорошо развита речь – развивайте мелкую моторику.

Так же необходима особая психологическая подготовка, которая включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую, коммуникативную.

Как вы считаете, желание пойти учиться в школу и желание учиться – это одно и то же или разные понятия?

На самом деле, они существенно отличаются друг от друга. Мотивационная готовность предполагает желание принять новую социальную роль у школьника. Для этого важно, чтобы школа привлекала его своей главной деятельностью - учебой.

Стоит насторожиться, если ваш ребенок хочет в школу только потому что:

• В школе не надо будет спать днем;

• на завтрак будут давать всякие вкусности;

• родители купят новый красивый портфель;

• можно будет самостоятельно добираться до школы и т.д.

Еще хуже, если ребенок не хочет идти в школу вообще. «Нет, не хочу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу – там тяжело и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей. Очень часто, сами родители, выбивают ребенка из колеи фразами типа:

  • «Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»
  • «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»
  • «Ты наверно у нас будешь двоечником»
  • «Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть» и т.п.

Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто излишняя тревога родителей передается детям, что тоже мешает ребенку почувствовать себя полноценным школьником. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности.

если же у Вашего ребенка есть:

• стойкое, осознанное желание ходить в школу, чтобы учиться новому;

• занять новую социальную позицию - позицию школьника;

• сформировано отношение к учителю, желание заниматься с ним;

• развиты необходимые формы общения со сверстниками;

• доминируют мотивы учения;

• есть стремление к приобретению знаний, интерес к учебным занятиям ит.д.

В этом случае можно смело говорить о сформированности у ребенка мотивационной готовности к обучению в школе.

Следующим по значимости компонентом психологической готовности является интеллектуальная готовность. Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором живет, название страны, ее столицы, имя и отчество матери, отца, где они работают; понимать, что их бабушка - чья-то мама, отца или матери. Также, ребенок должен знать времена года, части суток, их последовательность и основные признаки, название месяцев, основные виды деревьев, цветов, различать диких и домашних животных, ориентироваться во времени и пространстве и ближайшем окружении и т.д.

Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое, т.е. проявлял интеллектуальную активность.

Но бывают интеллектуально пассивные дети. Им требуется развивать любознательность и использовать игры типа «Бывает – не бывает», «Каждой вещи свое место», «Найди лишнее» и др. Самая большая ошибка взрослых, когда они отмахиваются от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно заметить, истолковать замеченное явление, поэтому у них возникает масса вопросов к взрослым. И если ребенок постоянно слышит от родителей такие ответы на свои вопросы, как «отстань», «сейчас не до тебя», «не знаю», у ребенка постепенно пропадает желание интересоваться окружающим. А это ведет к значительному снижению познавательной активности и в школе. Поэтому, необходимо развивать воображение, мышление, восприятие, поддерживать детский интерес. Ведь при низком уровне воображения, возникают трудности в освоение письма. Слуховое восприятие тесно связано с развитием речи. Сейчас печатается очень много книг с играми, упражнениями по развитию таких психических процессов, как память, внимание, мышление, восприятие и т.д. Всем родителям можно ними воспользоваться.

Немаловажной является и эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе, которая предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, сопереживание), умение ребенка ставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, приложить определенные усилия, оценить результат своего волевого усилия; умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно иметь волевое усилие, умение управлять своим поведением.

И, конечно же, важность коммуникативной готовности понятна всем, ведь она предполагает умение ребенка войти в детское общество, познакомиться, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, договариваться с товарищами, т.е. качества, обеспечивающие безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию в детском коллективе.

И все же, на пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность за свои поступки. Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно же, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.

Педагогическим коллективом детского сада №13 «Золотая рыбка» уделяется большое внимание формированию у детей психологической готовности к обучению в школе. Для этого мы проводим системную и разнообразную работу. Конечно же, главной задачей для нас является полноценно подготовить будущего первоклассника к обучению в школе, дать ему тот багаж знаний, который поможет в будущем. Воспитатели проводят разнообразные занятия, такие как ознакомление с окружающим, развитие речи, формирование математических представлений у детей, подготовка к овладению грамотой, изобразительная деятельность, музыка, физкультура и др. Все они способствуют полноценной подготовке ребенка к обучению в школе. Также, особенность работы наших педагогов с детьми старшего возраста, состоит в организации и проведении некоторых дополнительных занятий. Например, на занятии «Эрудит», воспитатели предлагают детям различные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, их творческих и конструкторских способностей. Для этого используют различные современные образовательные технологии, как например, технология развития интеллектуально-творческого воображения В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Это такие игры, как «Игровизор», «Квадрат Воскобовича», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Волшебная восьмерка» и многие другие. Эти игры любимы детьми и помогают педагогам в интересной форме готовить детей к обучению в школе.

На занятии «Азбука общения», в игровой форме воспитатели учат детей взаимодействовать, понимать и уступать друг другу, работать в детском коллективе, таким образом решают задачу профилактики дезадаптации, т.е. безболезненному привыканию детей к новой среде. На занятиях кружка «АБВГдейка» детей обучают навыкам чтения, знакомят с азбукой, уделяют внимание развитию психических процессов. В конце учебного года воспитатель проводит занятие с детьми совместно с родителями, своего рода мастер-класс, где знакомит родителей с приемами работы с детьми, с играми, которые можно использовать дома. Ежегодно практический психолог проводит для детей шести лет курс занятий «Введение в школьную жизнь», где знакомит будущих школьников с особенностями школьной жизни, со школьными принадлежностями, их применением и т.д.

Также, хочется отметить, что детском саду №13 «Золотая рыбка», впрочем, как и в других дошкольных учреждениях, ежегодно в марте-апреле практический психолог проводит диагностику школьной готовности шестилеток. Ведь вовремя выявленные у ребенка отдельные недостаточно развитые интеллектуальные способности могут стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее и внести соответствующие коррективы. Всех родителей психолог приглашает на диагностику, что дает возможность ребенку чувствовать себя более уверенно, а родителям увидеть результат готовности своего ребенка к школьному обучению, получить соответствующие рекомендации от специалиста и вовремя исправить все указанные недочеты в подготовке ребенка.

Педагогический коллектив детского сада №13 тесно взаимодействует с педагогами школы №4, проводя совместную методическую работу – семинары, круглые столы, практикумы, которые помогают нам объединить усилия по обучению старших дошкольников и подготовке их к школьной жизни. Также мы проводим различную работу по знакомству наших воспитанников со школьной жизнью – организовываем экскурсии в соседнюю школу№4, библиотеку, беседы учителей с детьми о школе, проводим разнообразные игры на школьную тематику и т.д. Большинство детей нашего детского сада идет в школу №4 по месту жительства и очень важно то, что знакомятся они с будущими учителями заранее. Поэтому школьные педагоги приходят в сад к будущим выпускникам, знакомятся с ними, беседуют, играют, проводят небольшие уроки. Таким образом, 1 сентября, наши дети с радостью, а не с тревогой, бегут к своему первому, уже полюбившемуся, учителю.

К слову, о том, что для первоклассника нужно искать не школу, а учителя, говорят не только психологи, но и сами учителя. Ведь в любой школе обучение детей в начальных классах замыкается на одном едином человеке – первой учительнице. Поэтому, уважаемые родители, знакомьтесь с учителями заранее, разговаривайте с ними, изучайте их стиль общения, и решайте, подойдет ли он вашему ребенку. Ведь никто лучше Вас не знает особенностей Вашего ребенка, а мы можем быть лишь Вашими помощниками. В добрый путь!

/Files/images/abvgdeyka/SAM_9140.JPG/Files/images/abvgdeyka/кружковая работа.jpg

Кiлькiсть переглядiв: 444