FacebookПідписатися на RSS

Речевая работа с дошкольниками: пути оптимизации

В новой редакции базового компонента дошкольного образования речевое развитие выделено в самостоятельное направление. Образовательная линия «Речь ребенка» является одной из основных и предполагает усвоение ребенком культуры речи и общения, элементарных правил пользования речью в различных жизненных ситуациях. По образовательной линии «Речь ребенка» составляющими содержания работы по речевому развитию дошкольников являются:

- звуковая культура речи;

- словарная работа;

- грамматическая правильность речи;

- связная диалогическая и монологическая речь.

В новой редакции базового компонента дошкольного образования провозглашена коммуникативная направленность работы по развитию речи детей, ведь овладение речью дает ребенку возможность общаться с окружающими, приобретать и обмениваться информацией, что чрезвычайно важно для успешной его социализации .

Занятия как ведущая форма работы по развитию речи и обучения родному языку.

Классификация речевых занятий

По способу организации:

- Индивидуальные, на которых объединяют детей одного уровня речевого развития ( 1-4 человека );

- индивидуально - групповые ( 4-8 человек );

- групповые ( до 15 человек);

- фронтальные или общегрупповые ( со всеми детьми возрастной группы)

По направленности:

- тематические, направленные на решение одной речевой задачи (развитие словаря, формирование грамматически правильной речи, формирование звуковой культуры речи или связной речи )

- комплексные, в процессе которых комплексно реализуются три речевые задачи (например, развитие связной речи, формирование звуковой культуры, грамматически правильной речи).

В последнее время во время организации образовательного процесса в дошкольном учреждении большое внимание уделяют:

- интеграции содержания дошкольного образования;

- реализации принципа интеграции в построении различных видов занятий;

- предоставлению приоритета занятиям интегрированного типа.

Однако значение специально организованных речевых занятий не уменьшилось. Ведь именно во время работы на занятии педагог имеет возможность формировать у детей умения:

1.Использовать в речи:

· интонационные средства выразительности;

· сравнения;

· образные выражения;

2.Контролировать:

· темп речи;

· силу голоса;

3.Образовывать степени сравнения прилагательных;

4. Согласовывать слова в предложениях разных конструкций;

5.Составлять сюжетные рассказы т.д.

На занятиях по развитию речи воспитатель проводит целенаправленную лингвистическую подготовку детей к обучению в школе, комплексно формирует речевые умения и навыки, обогащает словарь детей. Поэтому занятие разных видов и типов является ведущей формой обучения детей родному языку и развитию речи.

Методическиеаспекты проведения специальных занятий по развитию речи.

Спецификой занятий родного языка является то, что активность детей на этих занятиях оказывается в сфере умственной деятельности. Ребенок должен слушать, думать, отвечать на вопросы воспитателя. Учитывая это нужно формировать у детей навыки организованного общественного речевого поведения, в частности:

- слушать и слышать других;

- высказываться, когда спрашивают;

- Слушать и понимать речь, адресованную каждому.

Вопросы детям следует ставить так, чтобы побудить их к размышлению: «Какие признаки подсказали вам, что на картине изображено начало осени, а не конец? », поиску точного ответа на вопрос: "Яблоком можно пообедать или перекусить? », сопоставлению и сознательной оценки нескольких вариантов решения речевой задачи: « Лучше так ли так? ».

Задачей педагога является создание во время занятия комфортных условий. К которым относиться:

1. эмоциональный фон занятия;

2. изменение видов деятельности;

3. использование игровых приемов обучения;

4. учет организационных особенностей ;

5. учет временных границ занятия.

1.эмоциональный фон занятия;

Каждое речевое занятие должно вызвать у детей чувство удовольствия. Достичь этого педагог может при использовании доступных и интересных для детей приемов обучения, создание атмосферы эмоционального комфорта для каждого ребенка, доброжелательности , заинтересованности в успешном усвоении знаний. Оживляет занятие обычно уместное использование во время работы с детьми таких средств юмора, как: шутки, пословицы, поговорки, иронические загадки, потешки и т.п. Энергичность, эмоциональность, положительное настроение педагога передаются воспитанникам, что, в свою очередь, повышает их интересы к обучению, активизирует речь.

2.изменение видов деятельности;

Целесообразно в процессе работы на занятии поочередно привлекать детей к различным видам деятельности, то есть сочетать речевые средства с другими средствами и способами воспроизведения содержания учебного материала.

Так, способствуя введению в активный словарь дошкольников определенного слова, например ( « Радуга », попросите определить его словесно (что это ?), описать с помощью средств образности ( какая она? ), изобразить с помощью ладошек, сложить из разноцветных лент , нарисовать и т.д. .

Привлечение детей к активной деятельности обеспечит их высокую интеллектуально - речевую активность.

3.использование игровых приемов обучения;

Одним из условий успешной речевой работы на занятии является использование игровых приемов обучения. Среди них:

игры:

- дидактические

- народные ;

- подвижные с текстами и диалогами ;

игровые упражнения;

сюрпризы;

потешки;

игровые жизненные ситуации общения, в которых ребенок является активным говорящим.

Педагогам следует помнить, что игра всегда должна оставаться игрой, которую не следует, как это иногда бывает, заменять учебным упражнением. Только при этом условии можно реализовать весь учебный и воспитательный потенциал игры относительно речевого развития.

4.учет организационных особенностей ;

Эффективность речевого занятия обеспечивает его оптимальная организация. Располагать детей на занятии стоит так, чтобы было удобно вести разговор (глаза в глаза) не только с педагогом, но и сверстниками. Необходимо чередовать разные виды детской активности, а также различные способы организации детей для решения речевых задач в целях сохранения интереса и инициативы детей. Следует помнить, что эффективность речевого занятия зависит от речевой активности детей: чем больше говорят дети, тем эффективнее занятия.

5.учет временных границ занятия.

При определении временных границ занятия необходимо прежде ориентироваться на сохранение у детей трудоспособности и интереса. Занятие должно завершиться за мгновение до того, как дети сами об этом вас попросят. Чтобы почувствовать это, воспитателю надо научиться наблюдать за состоянием детей и замечать явные и скрытые признаки усталости детей. Ориентиром для воспитателя по определению целесообразности временных границ занятия по развитию речи должны служить утвержденные нормативы продолжительности занятий в разных возрастных группах.

Средства и методы работы по развитию речи

Обновление подходов к организации занятий по развитию речи детей требует и обновления средств и методов развития речи детей. Традиционные методы не утратили своей активности. Изменились не сами методы, а характер их использования, позиции педагога и детей в процессе их применения.

Традиционные методы и приемы развития речи дошкольников:

1. Беседа по содержанию картины и рассказыванию по картине

2. Пересказ художественных текстов

3. Самостоятельные рассказы детей

4. дидактические игры

5. речевые ситуации

6. Игровые речевые упражнения

Так, учёные рекомендуют отдавать предпочтение использованию творческих речевых задач и упражнений, реализации принципа многовариантности в процессе их решения. Одновременно появились инновационные методы и средства развития речи дошкольников, среди которых построение занятия в виде словесных путешествий в мир сказки, фантазии, природы, искусства, звуков, красок и книги. Такие занятия можно проводить как в форме диалога, так и в форме полилога.

Полилог как один из эффективных методов речевой работы

Полилог - дискуссионная нерепродуктивная беседа трех и больше участников, общий поиск ответов на проблемные вопросы в процессе обсуждения. Каждый участник полилога имеет равные права, в том числе и основное право - право ошибиться, осознать свою ошибку и исправить ее самостоятельно. В репродуктивной беседе (основной форме диалога с детьми в дошкольном учреждении), когда ответы почти на все вопросы детям уже известны, а нужно найти только, как дети усвоили материал, воспитатель выполняет роль ведущего, а в полилоге он - режиссер.

Каждый участник полилога имеет право высказывать и отстаивать свое мнение, даже если она не совпадает с общей, традиционной. Любой ответ принимается как возможный, как вариант решения проблемы. Воспитателю как авторитетному лицу после завершения разговора следует аргументировано выразить свою позицию. Дети при этом могут или остаться при своем мнении, или прислушаться к мнению уважаемого опытного человека. Обычно дети принимают позицию воспитателя, однако теперь это уже не навязанная мысль, а собственное решение.

Такая форма общения и обучения способствует:

формированию у детей:

- стремления иметь собственное мнение;

- привычки самостоятельно мыслить;

развитию способностей:

- формулировать и аргументировать свое мнение;

- выражать мысли наиболее целесообразными способами ;

- отстаивать собственную позицию согласно возрастных возможностей .

Полилог - один из методов развития словесного творчества детей в процессе познавательной деятельности. Важным организационным условием для полилога является общение « глаза в глаза », что предполагает размещение детей в кругу, на одном уровне со взрослым с целью создания доверчивой атмосферы и обеспечения участия каждого в обсуждении. Полилог используют как на занятиях по развитию речи, так и на других занятиях.

Для того чтобы полилог состоялся, необходимо кроме других условий обеспечить реализацию принципа партнерства. Партнерство возможно тогда, когда целью воспитателя является не дать детям готовые знания, а совместно с ними отыскать истину, ответы на вопросы. При этом педагог наглядно демонстрирует детям способы нахождения разумных решений относительно решения интеллектуальных задач и жизненных проблем и помогает им освоить эти способы.

Индивидуальная речевая работа вне организованного обучения. Сейчас образовательный процесс ориентирован на сокращение времени, отведенного для организованного фронтального обучения на занятиях, в пользу увеличения времени на личностное самоопределение ребенка в условиях развивающей среды. Поэтому и работа по развитию речи должна выйти за пределы организованного обучения и приобрести различные индивидуальные формы. Целью индивидуальной речевой работы является закрепление речевых умений и навыков, которых дети получили на занятиях. Так, при потребности в постановке определенного звука, показа его артикуляции и закрепления произношения в чистоговорке, скороговорке, другой речевой деятельности, индивидуальную работу с тем самым ребенком проводят несколько раз в неделю, пока не исчезнет речевой недостаток (изъян).

В процессе самостоятельной познавательной, художественной, театральной или физической деятельности реализуют те же задачи по развитию речи детей, что и на занятиях, и те, которые сложно успешно решать на занятиях. Например, воспитание навыков разговорной речи, культуры речевого общения нуждается в естественных жизненных ситуаций, мотивации речевой деятельности детей. Поэтому в повседневной жизни происходит дальнейшее развитие устной речи. При этом важнейшей задачей является обеспечение условий для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками.

Возрастные особенности развития речи дошкольников. Речевую компетенцию нужно формировать у детей уже с раннего возраста.

Речевая компетенция - это умение адекватно и уместно общаться на родном языке в конкретных ситуациях (выражать свои мысли, желания, намерения, просьбы и т. п.), использовать для этого как языковые, так и неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи. Потребности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстника

Еще до школы ребенок должен освоить соответствующие речевые знания, умения и навыки, необходимые ему для общения. Для этого нужно всего лишь подобрать адекватные методы и приемы развития речи и обучения детей родному языку. Содержание и приемы работы с детьми значительно зависят от их возрастных особенностей.

Так, для развития речи детей третьего года жизни важно использовать различные режимно-бытовые процессы, при которых педагог, общаясь с малышами, должен:

- упражнять их в назывании предметов, их качеств, действий («деревянная пирамидка, шарик катится»);

- учить детей сопровождать свои действия речью - «Мою руки», «Надеваю рубашку»;

- формировать у детей способность обращаться к взрослым и сверстникам с просьбами или предложениями – «Дай, пожалуйста, куклу», «Давай играть кубиками».

Речевые задачи в работе с детьми четвертого года жизни значительно усложняются. Дети начинают активно использовать в речи усвоенные ранее слова. Поэтому в процессе ролевых игр, наблюдений, трудовых поручений следует не только обогащать и активизировать словарный запас детей, но и упражнять их в использовании в речи существительных в винительном и родовом падежах множества («В парке было много деревьев»), учить правильно согласовывать слова в предложении. Наряду с этим следует целенаправленно работать над формированием звуковой культуры речи, упражнять детей в правильном звукопроизношении. Для этого можно использовать предметные картинки, игрушки, небольшие стихи.

На пятом году жизни расширяется представление ребенка о деятельности людей, об окружающей среде, появляются новые темы для общения со сверстниками и взрослыми, возникает потребность договориться об игре, согласовать трудовые действия. Поэтому основное внимание необходимо уделять развитию диалогической и монологической речи, формированию навыков культуры речи (вежливо обратиться, поздороваться, поблагодарить, попрощаться и т.д.).

Детей шестого года жизни следует обучать грамматически правильной, четкой, выразительной речи. Воспитатель должен обращать особое внимание на ошибки в речи детей во время повседневного общения. С детьми, которые допускают ошибки в произношении звуков, неправильно употребляют грамматические формы, проводят специальные игры и упражнения на их исправление.

Для выработки правильного темпа речи, закрепления умения управлять силой голоса изучают с детьми скороговорки и считалки. Особого внимания требует обучение детей описательно рассказыванию с пояснением. Эффективным приемом при этом есть словесные поручения (объяснить товарищу новую дидактическую или подвижную игру, трудовой процесс, содержание рисунка и т.п.). Развитие связной речи, его выразительности способствует участие детей в игре-драматизации, демонстрации кукольного театра, инсценировке художественных произведений и т.д. Следует всячески поощрять речевые успехи ребёнка, ведь это придает ему уверенности в своих силах, активизирует коммуникативную деятельность, а следовательно, создает благоприятные условия для успешной подготовки к школьному обучению.

Заметим, что личностно ориентированный подход к развитию речи позволяет максимально учесть уровень речевого развития и речевые способности, намерения, желания, индивидуальные особенности каждого ребенка и стимулировать творческие проявления, ориентируясь на его индивидуальность. Программа остается ориентиром базового уровня речевого развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Следовательно, учет уровня речевого развития каждого ребенка, разумное сочетание традиций и инноваций в современной организации речевой работы с дошкольниками обеспечит ее эффективность и реализацию задач, определенных в Базовом компоненте дошкольного образования.

Кiлькiсть переглядiв: 682